Владимир Васильев: Мы ждем нового полицейского
Участник круглого стола, генерал-полковник Владимир Васильев ответ на этот вопрос знает, и его слова, вынесенные в заголовок статьи, задали тон всей встрече. Работа на посту заместителя главы МВД, председательство в думском Комитете по безопасности дали ему четкое понимание того, какой должна быть реформа, почему она в принципе не может дать немедленного результата и какие «подводные камни» есть в самом процессе реформирования. «Реформа – это реакция на оценку обществом работы правоохранительных структур» – так сжато определил Владимир Абдуалиевич суть перемен, происходящих в органах.
Участники круглого стола, в числе которых были представители общественных ветеранских организаций, обсуждая целый ряд вопросов, в конечном итоге всякий раз возвращались к главному: почему государству пришлось пойти на реформирование одного из важнейших своих институтов? Ведь это еще и очень затратный процесс – только переаттестацию прошли более 1 миллиона сотрудников. А реформа этим не заканчивается. Сделан только первый шаг.
По словам Владимира Васильева, любая переаттестация, проверка служебного соответствия сотрудников неизбежно приводят к снижению эффективности работы полиции. И не нужно думать, что это только наша, российская проблема. В качестве примера Владимир Абдуалиевич привел Аргентину, где несколько лет назад также проводилась полицейская реформа. Первым ее результатом стал резкий рост преступности. Реформированная структура просто не может сразу же работать «на все 100». Происходит неизбежное понижение «боеготовности».
От общего числа сотрудников МВД аттестацию не прошли шесть тысяч человек, еще 44 тысячи отказались ее проходить. Всего пятьдесят тысяч. Вроде бы немного. Остальные остались в строю. И вскоре после этого происходит целый ряд негативных инцидентов, ставящий под сомнение эффективность аттестации как таковой…
Что делать в этом случае? Владимир Васильев убежден: еще одна общая переаттестация не поможет, напротив, она только снизит эффективность работы правоохранительных органов. Действовать нужно точечно, реагируя на каждый случай нарушения прав граждан сотрудниками полиции. И неважно, что это за нарушение: взятка, превышение служебных полномочий или нечто иное. В этом случае переаттестация для всех сотрудников подразделения обязательна. Что, собственно, и произошло с отделом УМВД «Дальний» в Казани, печально «прославившимся» на всю страну.
Такого отдела больше нет. Название «Дальний» упразднено, у подразделе-ния есть только номер, его состав переаттестован (переаттестацию не прошли 20% сотрудников), и главная задача – вернуть доверие граждан. Только тогда сотрудники могут рассчитывать на то, что их часть перестанет быть «номерной».
Почему же складывается такая ситуация, когда в коллективе, состоящем из людей с особыми полномочиями, часть сотрудников демонстративно игнорируют закон и процессуальные нормы, и при этом – до поры до времени – все им сходит с рук? Причина, по мнению Владимира Васильева, в одном – в отсутствии такого понятия, как «коллегиальная ответственность».
Главное качество, необходимое сотруднику правоохранительных органов, – быть нетерпимым к нарушению закона. И он просто не имеет права делить людей на «своих» и «чужих», закон един для всех. Если твой коллега закон нарушает, пресечь это нарушение – твоя прямая обязанность. В противном случае ответственность понесут все – как это и произошло в Казани.
Участник круглого стола Николай Красовский, председатель комитета ТО Общероссийской общественной организации ветеранов ВС, развивая тему, отметил, что МВД могло бы позаимствовать систему совершенствования офицерских кадров, которая существовала в Советской Армии. Ее основой было то, что каждый вышестоящий офицер нес ответственность, не бумажную, а вполне реальную, за всех своих подчиненных. И одной из его главных обязанностей была именно «работа по совершенствованию личного состава». А младший офицер соответственно был заинтересован в том, чтобы отвечать своей должности, – ведь именно от этого зависела его дальнейшая карьера. Многолетний опыт, по мнению Николая Красовского, показывает – такая система себя оправдывала.
Участники круглого стола обсудили и вопрос о «закрытости» органов правопорядка для граждан. Доступ в большинство райотделов в вечерние и ночные часы для законопослушных жителей сейчас крайне затруднен, а ведь именно туда они идут за помощью…
Можно с ностальгией вспомнить советское время, когда существовали опор-ные пункты милиции в каждом жилом районе, когда в райотдел милиции можно было обратиться без всяких помех в любое время суток. Но с середины девяностых годов правоохранительные органы, их сотрудники были постоянной мишенью для преступников всех мастей – от заурядных уголовников до террористов. За примерами далеко ходить не нужно: многие еще помнят как в Вышнем Волочке в 1999 году преступники напали на райотдел милиции и во время нападения погибли сотрудники этого территориального подразделения.
Сейчас ситуация в стране изменилась – криминальный беспредел удалось обуздать. И вполне логичным выглядит то, что сейчас правоохранительные органы вновь должны стать открытыми для общества. Открытыми в прямом смысле. Вновь создаются опорные пункты, возрождается институт народных дружинников – процесс пошел, и результаты его могут быть только положительными.
Председатель областного совета ветеранов войны, труда, ВС и правоохранительных органов Виктор
Королев в своем выступлении отметил, что, хотя в процессе реформы такой аспект, как оснащение правоохранительных структур современной техникой, в целом не упущен, эта тема нуждается в дальнейшей проработке. «Почему-то, когда мы говорим о техническом переоснащении, сразу начинается рассказ о том, сколько новых машин получило то или иное подразделение. Автотранспортом ведь дело не ограничивается…» По мнению Виктора Ивановича, нужно создать структуру, обеспечивающую двустороннюю связь между гражданами и сотрудниками органов. «Если в каждом районе, в каждом населенном пункте у граждан будет возможность напрямую связаться с подразделением полиции, если такой процесс станет действительно легкодоступным – эффективность работы повысится».
Заместитель председателя Общественного совета при УМВД по Тверской области Борис Красиков также подчеркнул, что помощь граждан правоохранительным структурам зачастую играет решающую роль. Статистика свидетельствует: большинство преступлений, в том числе тяжких, раскрыто «по горячим следам» именно благодаря помощи граждан. И нарушения, допускаемые сотрудниками органов, становятся известны в первую очередь по тем же каналам. Тем более что современные средства обмена информацией дают гражданам самые широкие возможности. В ответ на вопрос со стороны журналистов о том, действительно ли усилия блог-сообщества внесли значительный вклад в решение проблемы пресловутых «мигалок», Владимир Васильев отметил, что «эту конкретную проблему удалось решить в первую очередь благодаря инициативе тех пользователей Интернета, которые незамедлительно выкладывали в сеть видеоинформацию о хамском поведении водителей «привилегированных» машин».
Председатель ТРО «Тверской областной союз ветеранов войны и военной службы» Юрий Павлов отметил важную роль, которую могут сыграть общественные организации, объединяющие ветеранов Вооруженных сил и правоохранительных органов. Важен опыт, которого зачастую не хватает молодым сотрудникам правоохранительных органов. И такие организации, объединяющие людей с твердыми убеждениями и принципами, всегда готовы к сотрудничеству.
Особая роль в процессе установления взаимного доверия отводится средствам массовой информации. Владимир Васильев обратился к присутствовавшим на круглом столе журналистам: «Вы – искренни, и я хочу, чтобы вы услышали меня. Среди противников реформы большинство составляют те, кто не хочет, чтобы полиция изменилась. Это удобно для них: стукнуть кулаком об стол или пошуршать купюрой – решить вопрос. В обход закона. Если все мы не будем участвовать в реформе, то на что же мы надеемся? На то, что полиция сама переродится и изменится к лучшему?»
Действенные, результативные изменения в структуре правоохранительных органов, в принципе их комплектования, во внедрении системы общественного контроля – такая реформа отвечает желанию большинства граждан. Это так же очевидно, как и то, что реформа правоохранительной системы дело не только тех, кто включен в нее. Это дело всего общества. И во многом от нас зависит, когда появится НОВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ.