СМИ: Добровольцам предлагают закон
Нужно ли организовывать, направлять, контролировать дея¬тельность таких сообществ? Этой проблемой озадачилось государство. Ведь очень часто добровольцы невольно берут на себя и те функции, которые входят в ведение различных государственных учреждений.
Комитетом по социальной политике Совета Федерации разработан проект закона
«О добровольчестве (волонтерстве)». Его обсуждение сейчас проходит во многих российских регионах. Не стала исключением и наша область.
27 февраля в конференц-зале газеты «Тверская Жизнь» по инициативе Общественной палаты Тверской области прошел брифинг, где свои мнения высказали представители общественных организаций, Законодательного собрания области, Общественной палаты, молодежные лидеры.
Председатель комиссии по молодежной политике, развитию спорта и патриотическому воспитанию Общественной палаты Валерий Смирнов, открывая встречу, отметил, что необходимость такого закона периодически обсуждается в среде добровольцев. Многие считают, что поддержка государственной власти позволит им получать административную и финансовую помощь. Ведь в волонтерской работе необходимы технические средства, деньги на питание и проезд в отдаленные районы, оплата страховки и затрат на медикаменты.
Сейчас проект закона составлен, и вокруг него развернулась широкая дискуссия.
По мнению заместителя председателя Законодательного собрания области Сергея Голубева, в документе необходимо разграничить понятия «добровольчество» и «волонтерство». К «волонтерству» следует отнести деятельность организованных объединений, а к «добровольчеству» – работу вне рамок общественных организаций.
Законодатели предлагают создать единый региональный координационный центр, где находились бы сведения о тех организациях, которые являются легитимными, а также составить реестр добровольческих организаций. Для отдельных видов волонтерства (к примеру, спасательной деятельности) в определенной мере требуется лицензирование. Необходимо также организовать обучение добровольцев с выдачей соответствующего документа и лицензии.
Кроме того, участники совещания отметили, что принять закон о добровольчестве необходимо с точки зрения политической. На мероприятия федерального и международного масштаба, которые проводятся на российской территории (ближайшие – универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи), тоже привлекается большое число добровольцев. Легитимность их участия должна быть подтверждена законодательно.
Однако у противников законопроекта возникает опасение, что благие намерения тысяч людей могут погибнуть под колесами бюрократической машины. Некоторые видят в этом попытку контроля со стороны органов власти, что невольно приведет к снижению активности волонтерского движения в России. Возможно, опасения и небезосновательны.
Исполнительный директор социальной программы «Важное дело» Алексей Никонов также заметил, что добровольчество и волонтерство являются синонимами. «Важное дело», существующее уже 8 лет, занимается социальным добровольчеством. По сути, деятельность таких организаций регулирует закон «О благотворительности». Поэтому рассматривать ее работу в рамках нового закона вроде бы нецелесообразно. Однако, по мнению Алексея Валерьевича, коль скоро речь об этом идет, стоит подумать о деталях.
Опыт деятельности подобных организаций широко распространен в мировой практике. Во многих странах добровольцы имеют социальные гарантии, их вклад в национальный ВВП подсчитан. Он составляет 7–8 процентов. У нас экономическую отдачу от труда добровольцев никто не подсчитывает.
Стоит решить также и такую проблему: все финансовые затраты добровольцам приходится брать на себя.
У многих общественников вызывает непонимание ст. 10 законопроекта: координатором добровольцев назначается один из членов организации. Но, по сути, во многих общественных организациях членство, как таковое, отсутствует. А зачастую руководителями добровольческих объединений в муниципалитетах являются сотрудники органов местного самоуправления. В новом законе все это стоит учесть.
Такое же мнение и у директора тверского благотворительного фонда «Добрый мир» Екатерины Самсоновой. Деятельность их организации тоже относится к социальному добровольчеству.
«Доброму миру» помогают около 200 волонтеров (они проходят обучение, прежде чем идут работать с детьми). Пообщавшись с ними, можно сделать вывод, что статья о «гласности и доступности информации о добровольческой деятельности» в новом документе явно лишняя. Эти люди, как правило, не хотят огласки и пиара. Они приходят на помощь, руководствуясь эмоциями, душевной потребностью. А в личную жизнь добровольца, как и любого человека, никто не имеет права вмешиваться.
Председатель молодежной палаты при Законодательном собрании области Алексей Андреев поддерживает идею создания координационного центра, который согласно законопроекту будет стимулировать добровольческое движение и оказывать ему поддержку. Такие центры есть в российских регионах и других странах.
Что касается обучения добровольных помощников МЧС: пожарных, спасателей, то такой опыт в мировой практике тоже существует, и необходимость этого доказана. Существование координационного центра упростило бы процесс обучения.
По мнению Алексея Евгеньевича, стоит также рассмотреть вопрос о том, что работа в добровольческих и волонтерских отрядах для студентов могла бы зачитываться как практика, поощряться каким-то образом. Необходимо определиться и со статусом добровольцев.
Свои предложения по формированию нового закона на сайте региональной Общественной палаты могут высказать все желающие. С учетом предложений тверской общественности, добровольцев, представителей благотворительных и общественных организаций тверские парламентарии подготовят свое заключение на проект документа, которое будет направлено в Совет Федерации.
По материалам
www.tverlife.ru