Конкретные критики и абстрактная критика
Понятно, что было бы легкомыслием ждать выражений горячей симпатии и нежных чувств от политических конкурентов. Ждут критики. А вот ее-то и нет. Откликов на оппозиционных интернет-сайтах сколько угодно, а критика отсутствует. Нет, не подумайте, что в отдельно взятой Твери реализовался знаменитый проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Не дай, как говорится, Бог такого нарушения гегелевского закона единства и борьбы противоположностей. Но вот ассортимент критических стрел, а также то и дело обнаруживающаяся неувязка с реальностью превращают пока что усилия критиков в наведение тени на плетень.
Первое, что отмечают критики, – абсолютная, с их точки зрения, предсказуемость праймериз. Мол, опять будут набирать голоса все те же тверские бизнесмены, уже не раз избиравшиеся в представительные органы. Похоже, что критикам неизвестно такое понятие, как политическая элита, в которую естественным образом входят руководители крупных организаций-налогоплательщиков, коими являются бизнес-структуры. То, что руководители этих структур сменяются гораздо реже, чем проходят выборы, вполне естественно. Как и то, что защищать интересы предпринимательских слоев, благополучие которых напрямую связано с ростом доходов городского бюджета, естественно для самих предпринимателей или связанных с ними политиков-лоббистов.
При этом критики в упор не замечают, что на проходящих сейчас голосованиях многие известные персоны тверского бизнеса не являются лидерами. Зато появились успешно конкурирующие с ними Вадим Рыбачук, пришедший из «Правого дела», председатель областного отделения Российского общества садоводов Виталий Котов, представители малого бизнеса, дебютирующие в политике. Список претендентов, выложенный на сайте тверского отделения «Единой России», включает десятки новых для местной политики людей, представляющих самые разные общественные слои. Здесь и набравшая максимальное число голосов выборщиков на девятой площадке врач Анна Зайцева, и электросварщик Владимир Кузнецов, и молодой предприниматель Дина Мистрюкова, от голосования к голосованию привлекающая все больше симпатий выборщиков, и выпускник медакадемии 23-летний Сергей Сорокин, и главный механик «Тверьэлектро» Виталий Садовов, и многие другие. Если это не обновление, то рекомендую обратиться к спискам претендентов на депутатские мандаты самой главной оппозиционной партии – КПРФ. Из одной выборной кампании в другую, беря пример с нерушимо-несменяемой верхушки партии, повторяются в партийных «шорт-листах» одни и те же фамилии. Единожды попавший в обойму рассматривает свою удачу как пожизненную. Если только не изменит взглядов и не уйдет к другой партии, сопровождаемый анафемами вчерашних товарищей.
На этом фоне, если судить объективно, «Единая Россия» выглядит куда прогрессивнее. Выстраивая гражданское общество в стране, практически не имеющей традиций и опыта такого общества, партия Путина не застрахована от ошибок. Преодолевать их как раз и помогает критика, как внутрипартийная, так и со стороны оппозиции. Но в Твери с этим, как видим, пока сложно.
Еще одно любимое обвинение критиков: голосование фальшивое! Называются имена Сергея Аксенова и Ильи Холодова. Дескать, они мобилизуют своих сторонников, которые ходят на все голосования и обеспечивают им лидерство. Оно могло бы быть и так, если бы не правила, по которым проходят предварительные голосования. Участвуют в них каждый раз другие люди, проживающие на территории конкретного избирательного округа. Так что собирать каждый раз дружную клаку сторонников (а голосования проходят ежедневно) даже у молодых и физически крепких парней не хватит ни сил, ни времени. Остается надеяться на доказательность своих выступлений и силу убежденности в своей правоте. В число набравших большинство голосов, однако, и тот, и другой попадали далеко не на каждом голосовании. То ли двум этим политикам критики приписали несвойственные им качества, то ли голосования проходят все-таки по-честному. А скорее всего, имеет место и то, и другое.
В адрес того же Аксенова появился на одном из оппозиционных сайтов и такой упрек: он критикует почем зря свою же партию, нагло использует инструменты оппозиции. Налицо партийная измена! Что тут скажешь? То, что Аксенов негодует по поводу отдельных однопартийцев, склонных путать, как говорится, свою шерсть с партийной и государственной, в «Единой России» наказуемым делом не считается. Ни правого, ни левого уклона в такой критике нет. А вот известный случай, когда свежеизбранный в Законодательное собрание депутат-коммунист на первом заседании предлагает избрать председателем не своего коллегу по партии, а известного представителя «Единой России», главной партии-противницы, заставляет задуматься о кристальной верности оппозиционеров своим знаменам.
Не может не позабавить обвинение в адрес редактора «Тверской газеты» Николая Локтева. Он, мол, набрал на одном из голосований больше всех голосов, потому что поднял тему нелегальной миграции. Своей «националистической риторикой» Локтев разбудил темные инстинкты зала и за него дружно проголосовали. Что тут скажешь? Обвинить в национализме человека, много лет проработавшего в Казахстане, с его невероятно пестрым этническим составом, трудно, хотя и можно при большом желании. Но вот считать, что против незаконной миграции, то есть, проще сказать, за соблюдение действующего законодательства может выступать только националист, это все-таки чересчур.
Уже упоминавшийся выше Гегель очень просто объяснял разницу между конкретным и абстрактным мышлением. Если вы задаете рыночной торговке вопрос о свежести выложенной на прилавок рыбы – вы мыслите конкретно. Если в ответ она объясняет вам, каков был моральный облик вашей матушки, что вы из себя представляете и какими вырастут ваши дети – она явно мыслит абстрактно. Хотелось бы искренне пожелать оппозиционерам, следящим за ходом предварительного народного голосования «Единой России» и ОНФ, вернуться в поле конкретного мышления. Оно для всех будет полезнее.